До предъявления к страховщику иска, содержащего требование об осуществлении страхового возмещения, потерпевший обязан обратиться к страховщику с заявлением, содержащим требование о страховом возмещении или прямом возмещении убытков, с приложенными к нему документами, предусмотренными правилами обязательного страхования.
(в ред. Федерального закона от 28.03.2017 N 49-ФЗ
При наличии разногласий между потерпевшим, не являющимся потребителем финансовых услуг, определенным в соответствии с Федеральным законом «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг», и страховщиком относительно исполнения последним своих обязательств по договору обязательного страхования до предъявления к страховщику иска, вытекающего из неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязательств по договору обязательного страхования, несогласия указанного в настоящем абзаце потерпевшего с размером осуществленной страховщиком страховой выплаты, несоблюдения станцией технического обслуживания срока передачи указанному в настоящем абзаце потерпевшему отремонтированного транспортного средства, нарушения иных обязательств по проведению восстановительного ремонта транспортного средства указанный в настоящем абзаце потерпевший направляет страховщику претензию с документами, приложенными к ней и обосновывающими требование потерпевшего, которая подлежит рассмотрению страховщиком в течение десяти календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня поступления. В течение указанного срока страховщик обязан удовлетворить выраженное потерпевшим требование о надлежащем исполнении обязательств по договору обязательного страхования или направить мотивированный отказ в удовлетворении такого требования.
При наличии разногласий между потерпевшим, являющимся потребителем финансовых услуг, определенным в соответствии с Федеральным законом «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг», и страховщиком относительно исполнения последним своих обязательств по договору обязательного страхования до предъявления к страховщику иска, вытекающего из неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязательств по договору обязательного страхования, несогласия указанного в настоящем абзаце потерпевшего с размером осуществленной страховщиком страховой выплаты, несоблюдения станцией технического обслуживания срока передачи указанному в настоящем абзаце потерпевшему отремонтированного транспортного средства, нарушения иных обязательств по проведению восстановительного ремонта транспортного средства указанный в настоящем абзаце потерпевший должен направить страховщику письменное заявление, а страховщик обязан рассмотреть его в порядке, установленном Федеральным законом «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг».
Конфликты застрахованных по ОСАГО и КАСКО водителей со страховыми компаниями стали обычным делом. Претензии и судебные иски генерируются каждый день тысячами, а услуги независимых экспертных организаций и специализирующихся на страховании юрфирм востребованы как никогда.
Почему так происходит и какие меры по исправлению ситуации предпринимаются? Попробуем разобраться.
Главная причина страховых споров – нежелание страховой компании платить, а если платить всё-таки приходится, возникает желание занизить сумму. Например, вы попадаете в классическое «лёгкое» ДТП: неуклюжий водитель врезается в вашу машину сзади, разбивает бампер, фару и слегка сминает крыло. Вы вызываете ГИБДД, оформляете аварию, забираете документы и на следующий день приезжаете в страховую. Машину осматривают, оценивают ущерб и великодушно предлагают 5 тыс. рублей в качестве компенсации. Вас такая невероятная щедрость не радует, потому что вы навскидку оцениваете повреждения на сумму, вдвое большую предложенной. В ответ на ваше возмущение сотрудники страховой заявляют: у вас большой износ запчастей, да и отметки вот об этой вмятине в извещении о ДТП и протоколе мы не нашли. Если хотите – заказывайте независимую экспертизу и подавайте претензию. Такие случаи очень распространены.
Страховщики «высасывают из пальца» причины занижения суммы выплат (желательно – до нуля). Они могут посетовать, что вина конкретного водителя не установлена, придраться к документам или засомневаться в том, что случай страховой. Рассчитано всё это на людей, которые не знают своих прав и не готовы их отстаивать. Представим ситуацию, когда ущерб при ДТП небольшой – буквально 10 тыс. рублей. Будете ли вы писать претензии, советоваться с юристами, искать информацию в интернете, подавать иск в суд? Скорее всего, просто обругаете страховщика и не станете начинать спор по ОСАГО. На то и расчёт.
Виды страховых споров
Особенности споров по ОСАГО и КАСКО отличаются, а если случай нестандартный – например, когда дело приходится вести не со страховой компанией, а с РСА – нужно быть готовым к любым сюрпризам. Страховые споры по ОСАГО возникают чаще всего. У обязательной «автогражданки» есть свои правила и хитрости, и автовладельцы при должном упорстве почти всегда могут отстоять свои права и получить возмещение. Не ленитесь заказывать оценку ущерба в независимой экспертизе, если размер возмещения кажется вам явно недостаточным. Страховщик обязан рассматривать все поступающие претензии и реагировать на них. Даже если претензия останется без ответа, суд наверняка примет вашу сторону – судьи прекрасно осведомлены о скупости страховщиков и их желании сэкономить любыми способами. Страховые споры по КАСКО более разнообразны, потому что договор добровольного страхования включает больше «гибких» настроек, чем простенькое ОСАГО. Часто от страховщика можно услышать, что беда, которая стряслась с автомобилем, не классифицируется как страховой случай. Ещё компании любят назначать одну экспертизу за другой, тянуть время и требовать дополнительные документы. Бороться с таким произволом сложнее, но опасаться конфронтации по КАСКО тоже не стоит – страховщики не всесильны.
Как действовать, если намечается страховой спор? Главное – упорно отстаивать свои интересы. Страховые компании хорошо экономят за счёт тех водителей, которые предпочитают стерпеть нарушение, чтобы не тратить время и нервы.